Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
Федеральный закон №17-ФЗ от 6.03.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
(54,16 кБ)
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе» (запрет рекламы услуги по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и т.д.)
(360,34 кБ)
Президент подписал Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». 15 мая 2018 года
(370,42 кБ)
Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 11 И 73 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(99,47 кБ)
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2012 N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(607,95 кБ)
(1 239,48 кБ)
Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(147,36 кБ)
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(322,66 кБ)
Сравнительный анализ Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)
(1 543,78 кБ)
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(657,32 кБ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) — текстовый вариант закона
(1 537,00 кБ)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) — архив с графическими файлами закона
(18,37 МБ)
Федеральный закон от 03.12.2011 N 385-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях
(89,65 кБ)
Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об образовании в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
(69,39 кБ)
Обзор последних изменений в ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании (признание документов, права студентов, учебные и производственные практики)(март 2012 г.)
(93,21 кБ)
Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском госуда
(116,98 кБ)
Федеральный закон от 1 декабря 200 7 г. N 309-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.)
(138,11 кБ)
Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ Федеральный закон от 24 октября 200 7 г. N 232-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г.)
(97,00 кБ)
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 28.02.2012)»Об образовании»
(421,93 кБ)
Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ(ред. от 03.12.2011) О высшем и послевузовском профессиональном образовании(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
(248,78 кБ)
fgosvo.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788 |
по направлению подготовки
050100 Педагогическое образование
(квалификация (степень) «бакалавр»)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО — высшее профессиональное образование;
ОК — общекультурные компетенции;
ООП — основная образовательная программа;
ОПК — общепрофессиональные компетенции;
ПК — профессиональные компетенции;
УЦ ООП — учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень)
выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП, (для очной формы обучения) включая последип-ломный отпуск | Трудоем-кость (в зачетных единицах) | ||||
Код в соот- ветствии с принятой классифи-кацией ООП | Наимено- вание | ||||||
ООП бакалавриата | 62 | бакалавр | 4 года | 240**) |
*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;
**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура.
4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая;
культурно-просветительская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:
изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
организация культурного пространства;
разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
популяризация профессиональной области знаний общества.
studfiles.net
Федеральный государственный образовательный стандарт
Понятие образовательного стандарта
Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.
Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.
Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.
Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.
В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.
Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.
Уровни образовательного стандарта
Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:
- федеральный уровень,
- национально-региональный уровень,
- школьный уровень.
Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.
Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:
- описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
- минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
- наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.
Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.
Значение образовательного стандарта
Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.
Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.
Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.
Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:
- обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
- формированию у учащихся положительной мотивации учения;
- переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
- принятию обоснованных управленческих решений;
- выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.
spravochnick.ru
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Мероприятия
03.07.2019 — 04.07.2019
(Тульский государственный университет, г. Тула)
29.05.2019 — 30.05.2019
Брянский государственный аграрный университет (г. Брянск)
13.05.2019 — 15.05.2019
Национальный исследовательский Томский государственный университет (г.Томск)
29.04.2019 — 30.04.2019
Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского (г.Ярославль)
17.04.2019 — 18.04.2019
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова (г. Санкт-Петербург)
04.04.2019 — 04.04.2019
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (г.Санкт-Петербург)
29.01.2019 — 30.01.2019
Гостиница «Космос» (г. Москва)
19.01.2019 — 19.01.2019
RENEPA
18.01.2019 — 18.01.2019
Гайдаровский форум – 2019. Дискуссия — «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу» Ссылка на запись….
17.01.2019 — 17.01.2019
RANEPA
14.12.2018 — 15.12.2018
Сочинский государственный университет (г. Сочи)
12.12.2018 — 14.12.2018
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева (г Москва)
12.12.2018 — 12.12.2018
ВДНХ, павильон 75 (г.Москва)
29.11.2018 — 02.12.2018
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (г.Москва)
29.11.2018 — 02.12.2018
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (г.Москва)
27.11.2018 — 27.11.2018
Москва, Кремль
27.11.2018 — 30.11.2018
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (г. Москва)
12.11.2018 — 12.11.2018
ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина» (г.Москва)
08.11.2018 — 08.11.2018
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (г.Москва)
18.10.2018 — 19.10.2018
Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г.Москва)
12.10.2018 — 12.10.2018
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург)
04.10.2018 — 04.10.2018
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург)
02.10.2018 — 03.10.2018
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г.Владимир)
21.09.2018 — 25.09.2018
город Алушта, Республика Крым
19.09.2018 — 19.09.2018
г. Ялта, Республика Крым
fgosvo.ru
что такое? Требования образовательного стандарта
Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.
Что такое ФГОС
Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.
Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС — это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.
Цели
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.
Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.
Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.
Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.
Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.
Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг качества образования. С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.
Структура и реализация
Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.
Во-первых, требования к структуре образовательных программ (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).
Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).
В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.
Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:
Стандарт — примерная программа федерального уровня — программа учебного заведения.
Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:
- учебный план;
- календарный график;
- рабочие программы;
- оценочные материалы;
- методические рекомендации для предметов.
Поколения и различия ФГОС
Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.
ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).
Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.
До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.
Модернизация государственного образования проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон «Об образовании», согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.
Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?
Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.
Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).
Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения — это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.
Кто занимается разработкой стандартов
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.
ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.
Разработка ФГОС производится с учетом:
- острых и перспективных потребностей личности;
- развития государства и общества;
- образования;
- культуры;
- науки;
- техники;
- экономики и социальной сферы.
Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.
Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.
Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.
Начальное образование
ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных — это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.
В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.
С его помощью обеспечиваются:
- равные для всех возможности получения образования;
- духовно-нравственное воспитание школьников;
- преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
- сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
- демократизация образования;
- формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
- условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).
В основе программы обучения стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.
Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.
Даны рекомендации для результатов обучения конкретным предметам. Например, ФГОС по русскому языку (родному языку) выдвигает следующие требования:
- Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
- Понимание, что язык — это неотъемлемая часть национальной культуры.
- Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
- Овладение первостепенными нормами языка.
Третья часть определяет структуру начального образования (учебный план, внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).
В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).
Среднее (полное) образование
Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.
Делается акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:
- воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
- формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
- освоение норм социальной жизни;
- развитие эстетического понимания мира и прочее.
Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.
Высшие ступени
ФГОС для среднего профессионального и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.
В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не «знаю, что», а «знаю, как».
На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.
Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).
Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.
Критика
На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.
По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.
Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.
Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.
Итог
Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.
На данный момент безусловно только одно — работы учителям прибавилось.
fb.ru
Образовательный стандарт — это… Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Образовательный стандарт — это комплекс нормативов, предъявляемых к педагогической деятельности определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.
История разработки
В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. Это определение было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.
Структура
Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:
- Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
- Нормативы базового содержания основных программ.
- Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
- Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
- Требования к условиям обучения.
Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:
- Минимум содержания ООП.
- Максимальный объем учебной нагрузки.
- Нормативы по уровню подготовки выпускников.
При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:
- Ликвидирован целевой блок.
- Требования к основному содержанию ООП были заменены «обязательными минимумами», то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт — это был, по сути, обычный набор предметных планов.
- Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
- Были убраны требования к условиям обучения.
Критика и изменения
Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что «трехмерный» государственный стандарт — это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ «О высшем и послевузовском профобразовании» произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.
Этапы
В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого — для ООП, первого и второго поколения — для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.
Формирование системы нормативов
Требования ФГОС могут разрабатываться по:
- Уровням.
- Ступеням.
- Направлениям.
- Специальностям.
Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).
Согласование и экспертиза
Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.
Заинтересованные субъекты
Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:
- Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов — по проектам нормативов ООП.
- Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, — по стандартам полного (среднего) общего образования, среднего профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
- Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях — по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.
Принятие
По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.
Цели
Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, — это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:
- Духовное и нравственное воспитание и развитие.
- Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.
В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.
Применение
Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:
- Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
- Разработки примерных учебных планов, программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
- Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
- Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
- Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
- Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
- Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
- Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.
Внедрение в педагогическую деятельность
Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:
- Учебный план.
- Календарный график.
- Рабочие предметные программы.
- Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
- Методические и оценочные материалы.
Поколения
Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:
- Для 1-4 кл. — в 2009 г.
- Для 5-9 кл. — в 2010 г.
- Для 10-11 кл. — в 2012 г.
Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.
ЕГС ВПО
До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:
- Структуру вузовского профобучения.
- Документы о в/о.
- Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
- Объем и нормативы нагрузки студента.
- Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
- Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
- Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
- Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.
С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.
fb.ru
Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой комплекс определенных педагогических норм. Они являются обязательными для исполнения учебными учреждениями. Далее разберем подробнее, для чего нужны Федеральные государственные образовательные стандарты.
Общие сведения
Требования Федерального государственного образовательного стандарта распространяются практически на всю педагогическую деятельность в России. До 2009 года к данным нормам применялось несколько иное название. В нем отсутствовало слово «федеральные». Государственные образовательные стандарты распространяются на учебные заведения, имеющие госаккредитацию. До 2000 года учебные заведения должны были соответствовать нормам по минимальному содержанию уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специализации.
Историческая справка
1 Федеральные государственные образовательные стандарты были приняты в 1992 году. Это произошло вместе с опубликованием соответствующего Закона. Статья 7 была полностью посвящена ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт в первоначальной редакции был принят Верховным Советом. В связи с принятием в 1993 году Конституции было отменено это Положение. Право на введение Федерального государственного образовательного стандарта перешло к исполнительным органам. Правительство РФ определило порядок, в соответствии с которым должны были приниматься данные нормативы. Здесь следует отметить, что Верховный Совет на протяжении всего периода обладания правом принять стандарты так их и не утвердил. По словам Эдуарда Днепрова, проекты поправок в Законе существенно отбрасывали его назад – в сторону унитаризма в педагогике. Они исключали такое понятие, как «национально-региональный компонент». Данную тенденцию можно проследить в основном учебном плане, утвержденном в 1993 году. К 1996-му стандартизация образования заметно усилилась. Это вызвало некоторое сопротивление со стороны педагогической общественности. Негодование преподавательского состава выразилось в то время в виде забастовок и акций протеста.
Первые редакции
В 1992 году, как было уже выше сказано, был разработан проект Закона. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в соответствии с ним включал в себя пять элементов:
- Объем аудиторной нагрузки (предельно допустимый).
- Требования по базовому содержанию основных образовательных программ.
- Наличие педагогических целей на каждом этапе обучения.
- Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей, оканчивающих разные школьные ступени.
- Нормы по условиям процесса обучения.
Под влиянием приверженцев предметно-методического подхода данная редакция подверглась деформации депутатами от профкома из Верховного Совета. В результате Федеральный компонент государственного образовательного стандарта был сокращен до 3-составной формы:
- Обязательный минимум по содержанию основных используемых учебных планов.
- Максимально допустимый объем нагрузки обучающихся.
- Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника (в данном случае имелись в виду также и оканчивающие начальную школу).
В итоге из ст. 7 были исключены следующие моменты:
- Целевой компонент.
- Требования по базовому содержанию используемых основных учебных программ были заменены «обязательным минимумом» – стандартным списком предметных тем.
- Понятие предела допустимой нагрузки, которая, собственно, не равняется максимальной.
- Требования к условиям самого учебного процесса.
Нормативы ВО
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обязателен к применению практически всеми вузами РФ. К ним относят те, которые получили госаккредитацию. Согласно ФЗ «О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ» и ФЗ «Об образовании», Московский и Санкт-Петербургский университеты, а также вузы с категорией «федеральный» либо «национальный исследовательский» и прочие учебные заведения, список которых утверждается Указом Президента, имеют право разрабатывать и принимать образовательные стандарты самостоятельно по всем ступеням ВО. При этом устанавливаемые нормативы не могут быть ниже уже существующих.
Цели
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать:
- Единство педагогического пространства РФ.
- Преемственность главных учебных планов по всем ступеням образования.
- Духовное и нравственное воспитание и развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает периоды прохождения общего и профессионального обучения с учетом их различных форм, педагогических методов и технологий, а также особенностей определенных категорий учащихся.
Задачи
На основании нормативов, которые содержит Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивается:
- Организация учебного процесса в учреждениях, которые реализуют базовый план в соответствии с нормативами, вне зависимости от их подчиненности и организационно-правовой формы.
- Планирование предварительных основных обучающих программ.
- Разработка образовательных предметов, литературы, курсов, а также контрольно-измерительного материала.
- Планирование нормативов по финансовому обеспечению педагогической деятельности учебных заведений. К ним, в частности, относятся те, которыми осуществляется реализация Федеральных государственных образовательных стандартов.
- Контроль и надзор за соблюдением Положений Закона.
- Проведение промежуточных и итоговых аттестаций.
- Построение системы по внутреннему мониторингу качества образования в учебном заведении.
- Организация деятельности методических групп.
- Аттестация педагогического состава и сотрудников административно-управленческой системы муниципальных и государственных учреждений образования.
- Организация профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации специалистов.
Структура
В соответствии с ФЗ от 1-го декабря 2007 года каждый стандарт включает в себя три вида требований:
- К результатам освоения базового учебного курса.
- К условиям, при которых проходит реализация основных учебных планов, в том числе финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим.
- К структуре базовых учебных планов.
В результате ВО должно формировать у студента профессиональные и общекультурные компетенции.
Применение нормативов в учебном процессе
Реализация каждого Федерального стандарта учебным учреждением должна осуществляться по основной образовательной программе (ООП). Она включает в себя календарный график, учебный план, рабочие схемы предметов, дисциплин, курсов и прочих элементов, а также методические и оценочные материалы.
Хронология
Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 года являлся нормативом первого поколения для общей ступени обучения. Впоследствии для каждого уровня учебного процесса утверждались свои нормативы. Так, для начального образования (с 1 по 4 кл.) они были приняты в 2009-м, для основного (5-9 кл.) – в 2010 году. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего звена (10-11 классы) был утвержден в 2012 г. Нормативы для профессиональной ступени обучения первого поколения были приняты в 2000-м. Стандарты 2-го поколения были ориентированы на получение учащимися навыков, умений и знаний. Они утверждались с 2005 года. Нормативы третьего поколения принимаются с 2009-го. В соответствии с ними высшее образование у студентов, как выше было сказано, должно вырабатывать профессиональные и общекультурные навыки.
Нормативы профподготовки
До 2000 года использовался государственный единый стандарт профессионального высшего образования. Он был принят Постановлением Правительства от 1994 года. Данный норматив определял:
- Структуру профессионального высшего образования и состав документов о нем.
- Общие нормативы по учебной нагрузке студента и ее объем.
- Основные правила по составлению перечня специальностей (направлений).
- Требования к базовым образовательным программам профессионального высшего образования, а также к условиям их применения.
- Порядок планирования и утверждения нормативов к уровню и минимуму содержания подготовки выпускников в соответствии с конкретными специальностями (направлениями).
- Правила контроля над соблюдением требований, предъявляемых государственным стандартом к профессиональному высшему образованию.
По каждой специальности (направлению подготовки) принимались государственные требования в отношении минимума содержания и уровня подготовки студентов.
Нормативы нового поколения
С 2013-го, в соответствии с Законом, регулирующим педагогическую деятельность в РФ, принятым в 2012 году, должны быть утверждены стандарты, соответствующие настоящему времени. Данное положение распространяется на учебные планы высшего образования. В частности, особо это относится к подготовке научно-педагогического персонала. Кроме того, предусмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного звена.
Разработка нормативов
Она может осуществляться в соответствии с уровнями, профессиями, ступенями, направлениями подготовки, специальностями. Нормативы педагогической деятельности могут заменяться новыми не реже чем раз в десять лет. Федеральные образовательные стандарты для общего звена разрабатываются в соответствии с уровнями учебного процесса, для профессионального – по специальностям (направлениям). При формировании последних учитываются соответствующие положения. Разработка Федеральных образовательных стандартов проводится с учетом перспективных и актуальных интересов общества, личности и страны в целом, ее обороны и безопасности. При этом во внимание принимается и потребность развития науки, культуры, технологий и техники, социальной сферы и экономики. Разработка ФГОС осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ. В частности, работа проводится согласно Положениям, регламентирующим выполнение работ и оказание услуг для муниципальных либо госнужд. Нормативы для профессионального высшего образования разрабатывают учебно-методические объединения вузов по конкретным направлениям (специальностям). Составленные проекты направляются в Министерство науки и образования РФ. Оно размещает их на официальном сайте в Интернете для последующего обсуждения. В нем принимают участие представители заинтересованных исполнительных органов, научно-педагогических сообществ, государственно-общественных групп, функционирующих в образовательной системе и прочих объединений. Далее проекты проходят независимую оценку.
Экспертиза
Независимая оценка проектов нормативов осуществляется в течение 14-ти дней с момента получения. Экспертиза проводится:
- Институтами по общественному участию в управлении образованием, исполнительными органами в субъектах РФ. Они осуществляют оценку проектов нормативов для общего звена.
- Объединениями работодателей и организациями, которые осуществляют свою деятельность в соответствующих экономических отраслях. Этими структурами производится оценка проектов по стандартам для высшего, среднего и начального профобразования.
- Министерством обороны РФ и прочими исполнительными органами, в которых Законом предусматривается военная служба. Ими осуществляется экспертиза стандартов для полного общего, среднего профобразования в той области, которая касается подготовки граждан к пребыванию в рядах армии.
В соответствии с результатами независимой оценки составляется заключение. Оно отправляется обратно в Министерство науки и образования. Экспертное заключение подписывается руководителем органа либо учреждения, проводившего оценку, или лицом, уполномоченным на это. Все проекты, замечания, а также результаты анализа обсуждаются советом Министерства. Он принимает решение рекомендовать их или к утверждению, или к доработке. Проекты и прочие материалы могут быть и отклонены. После этого Министерство науки и образования принимает собственное решение в отношении того либо другого стандарта. Внесение каких-либо изменений производится в том же порядке, что и, собственно, само принятие нормативов.
В заключение
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года вступил в силу с первого января. Порядок принятия нормативов в целом регламентирован Правилами по их разработке и утверждению. Они, в свою очередь, приняты на уровне Правительства РФ. Новые стандарты распространяются сегодня и на дошкольное образование. В их основе заложено несколько главных принципов. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года направлен на:
- Поддержку разнообразия, сохранение ценности и уникальности детства как одного из важнейших этапов развития человека.
- Гуманистический, личностно-развивающий характер взаимоотношения взрослого (родителя или законного представителя, педагогического работника или сотрудника иного учреждения) и ребенка.
- Реализацию государственной программы в формах, приемлемых для детей каждой конкретной возрастной категории, в первую очередь в виде игры, исследовательской и познавательной деятельности, творческой активности и пр., обеспечивающих художественное и эстетическое развитие.
- Формирование уважительного отношения к ребенку.
Цели данного Федерального стандарта следующие:
- Повышение общественного статуса дошкольного обучения и воспитания.
- Обеспечение равенства возможностей для всех детей при получении качественного образования.
- Сохранение единства педагогического пространства РФ по данному направлению.
- Обеспечение гарантий государства по качеству и уровню дошкольного образования на базе целостности обязательных нормативных требований к условиям внедрения учебных планов, их структуре, а также результатам их освоения.
Новый Федеральный норматив направлен на решение следующих задач:
- Укрепления и охраны психического и физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.
- Обеспечения одинаковых возможностей для адекватного развития в дошкольный период вне зависимости от пола, места проживания, языка, нации, соц. статуса, психофизиологических и прочих особенностей (наличия ограниченных возможностей здоровья в том числе).
- Объединения воспитания и обучения в единый процесс, ход которого осуществляется на основании социокультурных, нравственных и духовных ценностей, принятых правил и норм поведения в обществе.
- Формирование благоприятной среды для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными склонностями и способностями.
- Обеспечения психологического педагогического сопровождения семьи, а также повышения осведомленности родителей либо законных представителей в сфере укрепления здоровья, охраны, образования детей.
fb.ru